| Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в |
|России получила в решениях Московского церковного собора |
|1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 <<О подаче|
|в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей |
|о родившихся и умерших>>. В мае 1722 <<прибавления к Духовному регламенту>> |
|установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в |
|Российской империи. |
|Указ Синода от 1724 впервые ввел графические формы метрических книг и уто|
|чнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 1779 <<Об исправном |
|содержании метрических книг во всех приходских церквах>> наличие книг в |
|приходах и консисториях стало обязательным. |
|Указ Синода от 1802 <<О содержании в предписанном порядке метрических книг|
|>> запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: |
|отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге. |
|В 1831 по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены |
|названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о|
|рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их |
|историю, окончательно был утвержден в 1838. |
|Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения: |
|о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и |
|вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность|
|рождения; |
|о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание|
|жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, |
|фамилии и имена свидетелей;
|о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и прич |
|ина смерти, место захоронения. |
|Метрические книги православных |
|Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного |
|духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как |
|это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость |
|правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы |
|были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д. |
|В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал |
|и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось|
|и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью |
|своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена |
|новая форма метрик. Новые указы Синода с обращением внимания на |
|неисправность ведения метрических книг, встречаются в 1838, 1886, 1889, |
|1890, 1903. В указе 1903 обращается внимание на большое количество |
|поступающих "на разрешение Консистории и Св. Синода дел об исправлениях в|
|метричесикх книгах неправильных записей и о внесении в эти книги |
|пропущенных актов о рождениях, браках и смерти". |
|Незаполненные бланки, собранные в метрические тетради, выдавались |
|приходским священникам из консисторий или духовных правлений. |
|Правильность заполнения метрик контролировалась благочинными, |
|проверяющими текущую документацию подведомственных церквей каждые |
|полгода. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за |
|каждую запись возлагалась на весь церковный причт. |
|Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение|
|в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными |
|функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - |
|оставался в церкви. |
|Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, |
|смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал |
|1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал |
|записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет,|
|в зависимости от численности прихода. До 1840-50-х гг. приходская метрич |
|еская книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации|
|велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего |
|был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы |
|выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги |
|производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с |
|обыскными книгами. |
|Участники таинства ( родители и восприемники при крещении, жених или пору|
|чители при венчании) могли ознакомиться с внесенной в метрику записью и |
|подтвердить ее верность в соответствующей графе. |
|Регистрация в метрических книгах велась священниками со слов, поэтому в |
|записях находило отражение большое количество бытовых (просторечных) |
|наименований населенных мест (а, возможно, и их частей). |
|Метрические книги представляют регистрацию церковных обрядов, а не самого|
|факта рождения, брака или смерти. Не получают крещения мертворожденные, а|
|также умершие вскоре после рождения, они могут не попасть в метрики о |
|родившихся. С другой стороны в христианские метрики кроме родившихся |
|заносят случаи крещения взрослых. В метрические книги об умерших у |
|православных также могут не попадать младенцы, умершие до крещения, над |
|которыми не совершен обряд погребения, а также самоубийцы. По |
|военно-духовному ведомству прямо запрещалось вносить мертворожденных в |
|метрики. В губерниях или епархиях, где население было очень разбросано и |
|приходы чрезвычайно растянуты, как например в Сибири, нередко умершие |
|вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, не |
|попадали в метрические книги.
|Где искать метрические книги
|Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 (в некоторых |
|районах до 1921), затем регистрация актов гражданского состояния была |
|передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти. После |
|октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, |
|уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их |
|волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью |
|находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое где и в |
|органах ЗАГС. |
|Например, большинство метрических книг приходов, находившихся на |
|территории Чувашии, (с 1763 по 1918) хранятся в Центральном |
|государственном архиве Чувашской Республики. Это метрики по |
|Алатырскому, Ардатовскому, Буинскому и Курмышскому уездам Симбирской |
|губернии и Козьмодемьянскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и |
|Ядринскому уездам Казанской губернии. А магометанские метрические книги |
|(с 1780 по 1881) по Тетюшскому, Цивильскому и Чебоксарскому уездам |
|находятся в Национальном архиве Республики Татарстан. Там же хранятся |
|православные метрические книги Цивильского уезда с 1763 г., Чебоксарского|
|- с 1790. |
|Метрические книги по селениям Московской губернии находятся в Центральном|
|историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) фонде 203 опись 780. Метрические |
|книги сгруппированы в <<связки>> (по 4-5 приходов) - в основном по |
|алфавитному принципу. Так, в описи метрических книг 1885 г. по Клинскому |
|уезду д. 979 включает в себя села с начальными буквами <<Б>> (5 приходов), |
|д. 980 <<В-Д>> (7 приходов), д. 981 <<Д-З>> и т.д. Всего 50 церковных |
|приходов в уезде. |
|[ http://srv.president.gov.by/gosarchives/Itd/Metknig.htm ] http:// |
|srv.president.gov.by/gosarchives/Itd/Metknig.htm - метрические книги в |
|архивах Беларуси |
|Для того, чтобы найти своего предка, надо точно знать к какому приходу |
|относился населенный пункт, в котором он жил. Правда при этом нужно уч |
|итывать, что в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в |
|других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять |
|крестины и венчания в соседних приходах. |
|Что такое приход?
|Приход был основной единицей епархиального деления России. Состав |
|приходов неоднократно изменялся. |
|В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще |
|несколько более мелких населенных пунктов, иногда - разных уездов, в |
|некоторых случаях губерний. В исключительных случаях части одного и |
|того же населенного пункта относились к разным церковным приходам, что |
|характерно для городов и крупных сел. Границы церковных приходов |
|постоянно изменялись. |
|Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннич|
|еский округ, включавший вначале 7-10 церквей с их приходами, что |
|предусматривалось Духовным регламентом 1721. Приходские церкви уезда |
|разбивались на группы по 10 церквей; один из числа приходских священников|
|назначался благочинным. В его обязанности входил контроль за |
|правильностью ведения служб и церковной документации, поведением |
|священников в быту. Дважды в год благочинный приезжал в приход с |
|проверкой. |
|На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях. До середины|
|XIX в. церкви находились в ведении духовных правлений, а по их |
|упразднении перешли в непосредственное подчинение консистории. |
|Приходы входили в состав епархии, границы которой не всегда совпадали с |
|административно-территориальным делением на губернии. Епархия в среднем |
|объединяла в 1737 около 700 приходов, в 1783 530, в 1860 550 |
|приходов, а центральные епархии свыше 1000 приходов. В пореформенный |
|период за 1869-1879 по России было упразднено около 2000 приходов. |
|Справочники, содержащие в числе прочего и сведения о том, какие |
|населенные пункты входили в состав приходов, выпускались, некоторые ихз |
|них есть в библиотеках. Правда, нередко они не отражались в каталогах, |
|поскольку считались неактуальными для советского читателя. В 1997 в |
|Российской национальной библиотеке было обнаружено 50 |
|нерекаталогизированных уникальных "Расписаний церквей, причтов и |
|приходов" различных епархий, относящихся к середине 70-х гг. XIX в. |
|Библиографическое выявление, установление мест хранения и раскрытие |
|содержания губернских епархиальных справочников одно из приоритетных |
|исследовательских направлений отдела библиографии и краеведения РНБ. А |
|пока эта работа не завершена, они вполне могут обнаружиться в |
|епархиальных библиотеках. Например, в библиотеке епархиального управления|
|Казанской епархии разнообразные справочники за разные года точно есть. |
|Есть также справочные издание русской православной церкви , каталог |
|православных ресурсов, позволяющий найти нужную епархию и задать вопрос |
|про справочники по церковным приходам: |
|Изначально не существовало разделения внутри системы церковного учета |
|православного населения. Однако к началу XIX в., с выделением придворного|
|и военного духовенства в самостоятельные ведомства, единая в XVIII в. |
|система регистрации актов гражданского состояния утратила целостность. |
|Метрические книги военного ведомства
|Метрические книги военного ведомства содержат информацию о различных |
|категориях военного населения, составлявшего значительную долю в общем ч |
|исле российских подданных. |
|До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии |
|которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал |
|отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре |
|военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми |
|священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в |
|1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал |
|в его ведение военное и морское духовенство. В 1815 была создана |
|должность обер-священника Главного штаба, в ведение которого перешли |
|священники гвардии и гренадер. С этого периода управление военно-морским |
|духовенством осуществлялось двумя ведомствами, но организация |
|делопроизводства в этих ведомствах была сходной. Позднее руководители |
|этих ведомств из обер-священников были переименованы в главные |
|священники, внутренняя структура учреждений при этом не изменилась. |
|Изменения в управлении военным духовенством произошли в 1880-е. |
|Особая комиссия при Священном Синоде выработала положение об упразднении |
|должности главного священника армии и флота и должности главного |
|священника гвардии и гренадер. Их функции были переданы протопресвитеру |
|военного и морского духовенства, в его лице все полковые и флотские |
|священники получили единого руководителя. |
|Более сложную структуру имела система учета военного населения. Основная |
|часть армейских и флотских священников относилась к ведомству |
|обер-священника армии и флота. В 1800 Озерецковский, первым принявший эту|
|должность, назначил 14 благочинных, которые и явились фактическими |
|организаторами и руководителями деятельности армейского духовенства на |
|местах. |
|Именно через благочинных обер-священник получал сведения о состоянии дел |
|в полках и на флоте, а также всю отчетную документацию, поступающую от |
|духовенства. При наличии в том или ином округе должности полевого |
|обер-священника, благочинный по всем текущим вопросам связывался с ним, а|
|не обращался непосредственно к обер-священнику армии и флота. |
|Полковые и флотские священники ежегодно с апреля по май присылали благоч |
|инному "требовательные" ведомости, в которых указывали количество |
|необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный |
|скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. |
|Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 |
|января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба |
|экземпляра метрик за истекший год для проверки. |
|Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благо|
|чинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую |
|книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию |
|обер-священника. |
|Аналогичная схема обращения документации существовала в ведомстве |
|обер-священника гвардии и гренадер. |
|В канцеляриях обоих ведомств составлялись сводные таблицы о числе |
|рождений, браков и смертей в военном сословии, которые подавались в |
|Синод. Также составлялись различные статистические документы для светских|
|учреждений. |
|Единой коллекции "военных" метрик на сегодняшний день не существует. |
|Метрические книги военно-духовного ведомства содержатся в фондах |
|нескольких центральных архивов и частично представлены в местных архивах.|
|Беловые экземпляры метрик поступали на хранение в канцелярии |
|обер-священников, которые, после учреждения единого руководства в |
|военно-духовном ведомстве, вошли в состав канцелярии духовного правления |
|при протопресвитере военного и морского ведомства. Фонд 806 РГИА |
|(Духовное правление при протопресвитере военного и морского ведомства) |
|первоначально содержал значительный комплекс метрических книг различных |
|войсковых подразделений. |
|Однако в настоящее время практически все документы утрачены, возможно, |
|они были списаны и уничтожены в 1950-60-е годы в ходе работы "по |
|разгрузке" фондов архива. |
|В Ф. 806 РГИА находятся "Метрические и исповедные книги 1-й |
|Артиллерийской бригады", "Метрические книги церкви Ставропольского |
|военного госпиталя 1840-1844 гг.", "Восемнадцать страниц из метрических |
|книг Петропавловской церкви Зеленского военного поселения". Тот же фонд |
|содержит значительное количество исповедных ведомостей различных полков |
|за период с 1815 по 1918. |
|Метрические книги придворного ведомства |
|Метрические книги придворного ведомства включают в себя сведения в том ч |
|исле и о придворном окружении, дворцовой прислуге и придворная охране, а |
|также отражают некоторые стороны повседневной жизни двора и императорской|
|семьи. |
|В 1798 привилегированное положение придворных священников законодательно |
|оформил указ Павла I, по которому они, в отличие от епархиальных |
|священников, получили наименование пресвитеров, "данное в знак уважения к|
|высокому месту их служения при Высочайшем дворе". При Александре I было |
|образовано отдельное ведомство придворного духовенства во главе с |
|Протопресвитером Московского Благовещенского и Придворного соборов. Глава|
|ведомства избирался лично государем и являлся его личным духовником или |
|духовником членов императорской семьи. Дворцовые и придворные церкви, |
|таким образом, вышли из епархиального подчинения, изменился порядок |
|прохождения документации для этих церквей. |
|Протопресвитер Придворного собора, возглавляющий придворное духовенство, |
|в начале года выдавал причтам метрические тетради за своей скрепою и печ |
|атью. По истечении года, заполненные, они доставлялись ему для проверки. |
|При церквях оставались копии. Протопресвитер представлял метрики в Синод,|
|проверка правильности записей поручалась одному из членов Синода, обычно |
|это был обер-священник армии и флота. После исправления недочетов, |
|документы отправлялись в архив Санкт-Петербургской консистории. |
|В настоящее время комплекс метрических книг придворного ведомства |
|находится в фонде 796 (Канцелярия Синода) и в фонде 805 (Канцелярия |
|заведующего придворным духовенством) РГИА. В фондах представлены и |
|синодальные (подшивка за один год метрических тетрадей различных |
|церквей), и церковные экземпляры. Непрерывный массив с 1783 по 1920 |
|составляют метрические книги Придворного собора при Императорском Зимнем |
|дворце. В фонде 805 на особом хранении находятся также "Метрические книги|
|о членах Российской Императорской фамилии". |
|В метрических книгах Придворного собора Императорского Зимнего дворца за |
|1800-1804 гг. форма записей в церковном экземпляре напоминает изложение |
|событий в камер-фурьерском журнале, привычного разделения на три части |
|книга не имеет, в ней чередуются записи о рождениях и браках. Основное |
|внимание обращено не на сам факт брака или крещения, а на присутствие при|
|этом событии Высочайших особ. |
|Лица царствующей фамилии достаточно часто выступали в роли восприемников,|
|императорскими крестниками становились люди различного социального |
|происхождения. Такой почести мог удостоиться как сын родовитого |
|сановника, так и сын лакея. |
|Метрические книги других вероисповеданий
|Позже, чем для православного вероисповедания, явились законы о ведении |
|метрических книг для других вероисповеданий: для еванглическо-лютеранской|
|церкви в 1764 (с последовавшим в 1832 объединительным Законом), для |
|римско-католической церкви в 1826, для мусульманской веры в 1828 и 1832, |
|для мусульман Закавказского края в 1872, для евреев в 1835, для |
|раскольников в 1874, для баптистов в 1879. |
|Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 в Петербурге |
|завели первую метрическую книгу крещенных католиков. С 1716 метрические |
|книги стали вестись на латыни. |
|Обязанность ведения метрических книг, в России была возложена на |
|духовных лиц различных вероисповеданий - священников, настоятелей (у |
|кат.), проповедников (у лютеран), газзанов (у караимов), имамов (у |
|магометан), раввинов (у евреев). В Царстве Польском ведение актов |
|гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер. |
|О том, как заключились браки (и производились метрические записи о них) |
| людей разного христианского вероисповедания, об усыновлениях и т.п. |
|можно прочесть на сайте История гражданского права России. |
|Согласно <<Положению о евреях>> 1804, в обязанности раввинов была функция |
|ведения метрических книг в двух экземплярах. Один из них хранился в самой|
|синагоге, другой в городских учреждениях. Совокупность метрических книг|
|по данному местечку или уезду составила фонды раввинатов. |
|На сайте "Еврейское наследие" есть сведения о том, где какие метрические |
|книги евреев сейчас находятся. |
|Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким |
|же схемам, как и у христиан (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, |
|смерть). Однако в религии евреев нет церковной организации, есть только |
|обрядовая сторона, и Талмуд не возлагает ни на кого специально |
|обязанности совершения обрядов, оставляя право совершать их за любым |
|верующим, что приводило к тому, что не метрические записи существовали |
|далеко не обо всех евреях. |
|Часто не проводилась метрическая запись рождения и смерти девочек. Над |
|мальчиками производился обязательный религиозный обряд обрезания, и кроме|
|того, учет их был необходим в силу существующих законов о воинской |
|повинности и постоянно проверялся. |
|Для иудеев существовал ежемесячный и годовой контроль духовных правлений |
|и годовой - городских дум, сверявших метрические записи. |
|По какому принципу выбиралось место записи в метрической книге я, честно |
|говоря, не знаю. Например, в еврейских метрических книгах, сохранившихся |
|в Рыбинском архиве с 1883, можно обнаружить записи фактов рождения и |
|смерти евреев, проживавших в Ярославле., Угличе, Пошехонье, Данилове, |
|Некоузе, Мологе, Ростове, Романове-Борисоглебске, Макарьеве, Красном |
|Холме; Грязовце, Костроме, Кинешме, Бежецке, Лебедине, Владимире, Кашино,|
|Сонково; селах Яковлевском, Вятском Даниловского уезда, |
|Ильинско-Хованском Ростовского уезда, Макарьеве Костромской губернии, |
|Карпунино и т.д. На рыбинском еврейском кладбище похоронены многие евреи,|
|умершие в других городах и селах губернии. |
|Еврейские метрические книги велись на двух языках: на левой странице |
|разворота текст по-русски, на правой - тот же текст продублирован на |
|иврите или идише. Годы по еврейскому летоисчислению в обоих вариантах |
|практически нигде не указываются, в еврейском тексте периодически встреч |
|аются указания на даты христианского календаря. Существовали проблемы, |
|связанные с передачей на русском языке еврейских личных имен и топонимов |
|плохо владевшими русской грамматикой евреями, ведшими метрические книги. |
|Некоторые записи нередко утрачены в результате небрежного обрезания |
|листов после сшивания тетрадей. |
|Практически не велась регистрация рождений, смертей и браков среди |
|мусульманского и языческого населения Азиатской России, особенно среди ко|
|чующих народностей, как киргизы и калмыки. |
|Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), |
|раскольников и сектантов до 1905 велись полицией. Многие раскольники и |
|сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились |
|православными и вместе с тем не находили по своим редиг убеждениям |
|возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без |
|священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С |
|1905-1906 ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и |
|сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных |
|духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах |
|беспоповских согласий ведение книг с 1907 возлагалось на особых, |
|избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих |
|духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими |
|старостами, а в уездах - волостными правлениями. Ведение метрических. |
|записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на |
|полицию. Полицией же велись метрические записи у язычников (незнач |
|ительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и др.), кроме |
|буддистов и ламаитов, у которых книги велись их духовными лицами. |
Евгения Антушева Руководитель проекта "Архивное дело": частный электронный архив, генеалогия, история семьи, составление родословных |
[ http://www.1archive-online.com/ ] http://www.1archive-online.com [ mailto:webmaster@1archive-online.com ] mailto:webmaster@1archive-online.com |