Опубликовано в газете La Reppublica (Италия). Перевод на русский язык сайта "Инопресса"
10.05.2007 http://www.kp.ru/daily/23899.3/67024/print/
Матиас Руст: Как я преодолел железный занавес и приземлился на Красной площади
20 лет назад 19-летний мальчик из Германии посадил свой маленький самолетик в шаге от Кремля
"Мне было 19 лет, мир разделяла холодная война. С помощью маленького самолета Cessna я решил осуществить мечту: прилететь с Запада прямо на Красную площадь. Как жест мира: полет в качестве символического моста между двумя мирами. Я – Матиас Руст, тот, который 20 лет назад совершил посадку на одномоторном самолете в одном шаге от Кремля. Я бы и вновь это повторил: иногда капелька юношеской непосредственности может разбудить мир, пойти на пользу реальности".
Два десятилетия – это много, но он почти не изменился: все тот же испытующий взгляд, дружеская улыбка тинейджера, который обожает приключенческие романы. Я сижу с ним на террасе кафе, из которого открывается вид на богатый Гамбург, и его рассказ воскрешает картину тех лет.
Это произошло 20 лет назад: совершая полет на взятом в аренду прогулочном самолете, Матиас Руст сумел вторгнуться в советское воздушное пространство, пролететь над десятком сверхсекретных военно-воздушных и ракетных баз и приземлиться на Красной площади. Горбачев в то время переживал сложный момент в диалоге с Рейганом и в противостоянии с ортодоксами внутри страны, но хотел разоружения и реформ. И вот юношеская легкомыслие этого молодого человека, увлекающегося рассказами Карла Мая, нарушило реальность. Больше, чем любые статистические данные Пентагона об экономической катастрофе в СССР или о войне в Афганистане, больше, чем любые обвинения диссидентов или критика населением пятилетних социалистических планов, фото и телерепортажи о Русте и его крохотном самолетике с немецким флагом на руле, о ликующей толпе, окружившей его в одном шаге от Кремля, продемонстрировали миру недееспособность и смертельную болезнь империи, созданной Сталиным.
- Господин Руст, некоторые видят в вас отважного пацифиста, другие – безответственного типа. Как и почему вы решились на этот полет?
- Размышляя сегодня над этим поступком, я ощущаю свободу. Тогда в душе бродили другие чувства. Саммит Рейгана и Горбачева в Рейкьявике провалился, с одной и с другой стороны опасались нового похолодания. Я подумал о символическом жесте. Полет как идеальный мост. Чтобы сказать лидерам обоих блоков, что народ с обеих сторон железного занавеса всего лишь хочет жить в мире. Вы помните песню Стинга Russians? Ее дух был именно таким: русские тоже любят своих детей, пел он. Я в это верил.
- Это решение было принято спонтанно, или вы к нему тщательно готовились?
- Я хорошо подготовился. На таком самолете я совершал полеты над Атлантикой. Я хотел проверить свои нервы: вы знаете, часами лететь над морем – суровая психологическая проверка. 25 мая, за три дня полета, я приехал в Хельсинки. Я решил, что не отступлю.
- Совершая полет из Хельсинки в Москву, пролетая над десятками секретных военных объектов, вы не испытывали страха, одного из самых естественных человеческих чувств.
- Да, я много раз себя спрашивал, правильно я поступаю или нет. Но я был индивидуалистом и был готов к риску, как это бывает в 19 лет: да, я поступал легкомысленно, но в таком возрасте мало думаешь об опасности и страхе. Я думал только о расстоянии между Хельсинки и Москвой и как долететь на одной заправке.
- Вы сделали фальшивые документы?
- Я представил финским властям план полета в Швецию. Я взлетел в Хельсинки и направился на Запад. Летел на средней высоте 600 метров, а когда оказался над морем, поменял курс. Я направился на юго-восток. Через час полета я увидел побережье Эстонии. Я испытал смешанное чувство напряжения и облегчения. Я был счастлив: я летел к цели. И с каждой минутой все отчетливее понимал, что уже нельзя передумать, повернуть назад. От Москвы меня отделяли почти пять часов полета. Когда я прилетел, у меня оставалось горючего еще на два часа.
- Это правда, что вы летели очень низко, чтобы вас не перехватили?
- Средняя высота – 600 метров, не так уж низко. Безусловно, это не 15 и не 30 метров от земли, как летают современные военные самолеты. Я не хотел прятаться. Жест мира должен быть наглядным. Я опускался ниже всего лишь пару раз, и то лишь потому, что начиналось обледенение винта и крыльев. Я постоянно следил за направлением по компасу, у меня была с собой провизия, но я ничего не ел и не пил. И вдруг совершенно неожиданно меня пронзило чувство страха.
- Что произошло?
- Я летел в облаках, практически ничего не видел под собой, когда впереди, на расстоянии нескольких километров, появился серебристый, быстро передвигающийся, нацелившийся на меня объект. Это был "МиГ" – самолет ПВО, наводящей страх советской системы противовоздушной обороны. Такой была моя первая встреча и "ними". Удар в сердце. Было очень сложно держать нервы под контролем. Это длилось всего несколько минут, ужасных минут. Вы знаете, воспоминания о "Боинге", сбитом над Сахалином в эпоху Андропова, были еще свежи. "МиГ" догнал меня, пролетел очень близко, сначала был сзади, потом оказался сбоку. Скорость у него была больше, чем у меня. Я заметил взгляд пилота под шлемом. Он недолго меня преследовал, потом ускорился и исчез в никуда. Несколько минут мне казались вечностью. Меня вновь охватило смешанное чувство. Облегчение, потому что в меня не стреляли, и сомнение и тревога, ведь теперь я точно знал: им известно, что я лечу над их территорией.
- Вы успокоились, когда прилетели в Москву?
- Да. Никаких "МиГов", никакой ПВО, никаких сигналов с земли. Подо мной, под маленькими крыльями Cessna был огромный город, у меня перехватило дыхание. Чтобы сориентироваться, я попытался разглядеть гостиницу "Россия" – помните, тот огромный белый монолит вблизи Красной площади? Я увидел "Россию" раньше, чем башни Кремля, и сбросил высоту.
- И потом?
- Вид площади усилил страх. С высоты она показалась мне меньше, чем я представлял. Но, чтобы совершить посадку на Cessna, мне хватило бы 200 метров, я предпринял три попытки и трижды набирал высоту вновь: внизу собралась толпа любопытных, происходящее было похоже на фильм Феллини. Я боялся кого-нибудь поранить или задавить. Я увидел Большой Каменный мост, широкий, шестиполосный мост, на него я и сел. Совершая рулежку, я добрался до самой площади, проехал мимо храма и памятника Минину и Пожарскому и оказался у въезда в Спасскую башню. Тут я заглушил мотор и долго сидел в кабине, целых четверть часа.
– Почему?
- Потому что я спрашивал себя, не стоит ли вновь взлететь и вернуться назад. Слишком поздно, Матиас, ответил я сам себе. Горючего не хватит. Я решился, открыл кабину и спустился. Меня сразу же окружила толпа.
- Вы испытывали страх?
- Нет, люди не выглядели враждебными. Им было любопытно, они улыбались. "Откуда прилетел?" – спрашивали меня на английском. "Из Хельсинки", – ответил я нервно. "Но на самолете германский флаг, не финский. Ты товарищ из ГДР?" "Нет, друзья, нет. Я из ФРГ, прилетел с жестом мира", – ответил я неуверенно. "О!" – удивленно воскликнули они. Они демонстрировали сомнение, но не угрозу. Молодая женщина сломала лед: она, улыбаясь, пошла мне навстречу, и протянула мне хлеб и соль, поприветствовала меня таким образом.
- А милиция, КГБ, военные?
- Прошел почти час. Приехала черная "Чайка" – помните такие русские "Кадиллаки"? Из нее вышел офицер и несколько молодых милиционеров. Мы говорили по-английски. Они были спокойны и вежливы. Спросили у меня документы, обыскали самолет. Потом паспорт вернули. Пожилой офицер сказал мне: "Юноша, я начальник московской милиции. Где же твоя виза, черт возьми? Добро пожаловать, но где твоя виза? Ты понимаешь, это проблема".
- Когда вас арестовали?
- Прошло еще много времени, я не смотрел на часы. Приехала черная "Волга", потом грузовик с милицией: сотрудники установили заграждение, отогнали толпу, хотя люди не хотели от меня отходить. "Молодой человек, извините, но вам придется следовать за нами, – сказали мне вежливо. – Садитесь, прошу вас. В отделении выясним вашу историю с визой". Я сел в "Волгу", мы приехали в ближайшее отделение милиции. Один из них переводил на немецкий. Они четко произнесли на моем родном языке: "Мы из Комитета государственной безопасности". К счастью, в немецком переводе я не узнал русской аббревиатуры КГБ, иначе бы умер от страха.
- Сколько длился допрос?
- Несколько часов. Я объяснил, что совершил посадку на Красной площади, потому что хотел сделать жест мира. "Во всяком случае, у него на борту нет оружия", – отметили они. Они не хотели верить, но не знали, что и думать. Здание отделение милиции было очень старым. "Поехали, продолжим беседу в более удобном месте, в Лефортово", – сказали они. Я не знал, что это была центральная тюрьма. Они стали задавать более жесткие вопросы. "Если ты скрываешь правду, мы все равно это выясним, но тем самым ты усугубляешь свое положение. Признайся, что империалисты тебе заплатили за эту провокацию". – "Нет, – настаивал я, – я все задумал сам". Они не верили, и допрос продолжался до 4 часов утра. Меня мучила головная боль, я смертельно устал, попросил прекратить допрос. "Хорошо, парень, – ответили они. – Поешь что-нибудь, потом мы отведем тебя спать. Но ты понимаешь, мы не можем отвезти тебя в гостиницу, как бы тебе этого ни хотелось".
- Так началась жизнь в Лефортово?
- Да, я боялся, что мне оттуда не выйти. За несколько недель я похудел на 10 кг. Я был в двухместной камере. Александр, мой сокамерник-украинец, сидел за фарцовку в гостинице "Астория", он успокаивал меня, зачитывая статьи из "Правды". Мы не знали, что происходит за стенами тюрьмы: маленькое окно, расположенное под потолком, было из толстого мутного стекла. Потом был процесс. Корректный, никакого насилия и угроз. Регулярные контакты с немецким посольством. Приговор суда оказался суровым: 4 года лагерей. Я думал, что это конец. Пожилой сотрудник в униформе пришел за мной в камеру.
- Кто это был?
- Петренко, начальник тюрьмы. Он начал говорить, журя меня по-отечески. "Парень, послушай, когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, в мае 1945, я служил в частях Жукова, которые брали Берлин. Я вместе с другими вошел в Рейхстаг, с красным флагом и автоматом в руках. Тебе не кажется, что вы, немцы, уже наделали много дел?" – "Да, вы правы, – ответил я, – извините, но я родился позднее, намного позднее. Возможно, я совершил ошибку, но я думал лишь о жесте доброй воли". С тех пор он стал меня часто навещать. Мы говорили о войне и о настоящем. Потом я узнал, что он был на пороге пенсии. И просил отложить его уход на пенсию, потому что мой случай еще не был урегулирован. Он пришел в камеру, чтобы объяснить мне это. "Парень, тебя приговорили к трудовым лагерям, но решено оставить тебя в Лефортово: с нами ты в безопасности. После твоего полета сурово наказали многих военных, кто может гарантировать твою безопасность, если тебя отправят в Сибирь?"
- 14 месяцев в Лефортово. Как вы о них вспоминаете?
- Было тяжело. Я не держу ни на кого обиду, но внутри я переживал сильнейшую боль, я говорил себе каждый день: зачем я это сделал? Почему я не избрал нормальную жизнь, учебу, карьеру? Мои родители могли навещать меня один раз в три месяца, иногда приезжали чиновники из консульства. Я сказал им: я потерял 10 кг, у меня анорексия, спазмы в желудке. Александр поддерживал меня. И месяц за месяцем, благодаря статьям из "Правды", которые он мне переводил, я видел, что мир за стенами тюрьмы меняется: были сообщения об изменениях на Востоке, о разрядке Восток-Запад, о блоках, больше не противостоявших друг другу.
- Затем амнистия?
- Она оказалась неожиданной. Через 14 месяцев после приговора. Как сейчас помню этот день. Было 14:00. Пришли охранники. Принесли мне одежду, которую я должен был надевать вместо тюремной пижамы во время встреч с адвокатами, родителями, немецкими дипломатами. Александр мне все объяснил. "Парень, тебе, кажется, повезло, – сказал он. – Ты же не думаешь, что тебя в этой одежде повезут в Сибирь?" У меня голова шла кругом, пока меня вели в комнату для переговоров. Там был новый начальник тюрьмы Растворов, судьи Добровольский и Комков и Вера Петровна, она была переводчицей на моем процессе. Комков достал красную папку и открыл ее. Зачитал указ: я был амнистирован и должен был покинуть советскую территорию. Указ был подписан Андреем Громыко, в то время председателем Президиума Верховного Совета СССР. Я почувствовал, что оживаю. Господин Нет подписал мое освобождение!
- В Германии вас встретили как героя?
- Ну что вы, начались проблемы. Осада со стороны СМИ. Враждебные статьи, в которых меня выставляли как сумасшедшего, поставившего под угрозу мир. Меня лишили прав на пилотирование, начали против меня расследование с абсурдными обвинениями: угроза миру или предательство, потом дело закрыли. Но я ни о чем не жалею, je ne regrette rien (песня Эдит Пиаф "Никаких сожалений". – Прим. ред.). Это было легкомысленное приключение? Возможно, но я настаиваю: иногда и юношеская безрассудность является частью мира. Полет, отмеченный страхами, переживаниями о том, что совершил ошибку, что слишком поздно возвращаться назад? Да. И все же я поступил правильно, осуществив свою мечту. Даже в тот ужасный момент, когда этот "МиГ" красной стрелой проносился рядом со мной в холодном небе России.
Полет М.Руста 28.05.1987 и его последствия и значение для ПВО страны
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться120-07-2007 17:36:07
Поделиться220-07-2007 17:37:31
Матиас Руст устроил "охоту на ведьм"
23/05/2007 http://www.mk-piter.ru/2007/05/23/009/
28 мая 1987 года, 20 лет назад, вся страна отмечала День пограничника. Праздник ознаменовался скандалом - на Красной площади на легкомоторном самолете приземлился немец Матиас Руст.
Власть круто расправилась тогда с локаторщиками-зенитчиками ракетных войск и летчиками-перехватчиками, которые якобы "завалили" службу. Пострадали сотни ни в чем не повинных боевых офицеров, большинство из которых были отличными специалистами, честными и порядочными людьми... Хотя в первую очередь спрашивать надо было с кремлевской верхушки, проявившей нерешительность в той ситуации.
В 50 метрах над Кремлем
Сегодня, спустя годы, создается впечатление, что посадки в центре Москвы иностранного самолета "Сессна-172" с нетерпением ждали. Ждали, чтобы "разобраться" не только с войсками противовоздушной обороны, но и вообще с Вооруженными Силами великой страны.
28 мая 1987 года примерно в 18.45 по московскому времени над Кремлем на высоте 50-60 метров (!) появился спортивный самолет. Смельчак совершил два круга, явно выбирая место для посадки.
Народ замер и никуда не расходился даже после того, как "объект" стал снижаться, заходя на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Но, так и не коснувшись земли, легкомоторник пошел на второй круг, включив при этом навигационные огни (уже смеркалось). Он развернулся над гостиницей "Россия" и начал снижение над Большой Ордынкой. Тут уже остановились даже машины. Белый самолет коснулся колесами покрытия Большого Москворецкого моста, погасил скорость и подрулил к собору. Пилотом оказался 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст.
Немца хотели сбить воздушной струей
На дежурном пульте 922-й отдельной радиолокационной роты, располагавшейся на берегу Финского залива близ эстонского городка Локса, только что закончился обед. На часах - начало третьего. Но вдруг состояние умиротворения нарушил сержант срочной службы
- Есть цель! - заорал он, буквально влетев на КП.
Малоразмерная цель шла в нашу сторону на высоте 600 метров. Дальность до нее была максимальной, но доложили наверх немедленно.
Информация от дежурного тут же дошла до разведывательно-информационного центра авиационной дивизии ПВО в Таллине. А вот дальше произошла заминка. Началось выяснение "родословной" непрошеного гостя. Дело в том, что полет неопознанной цели проходил по международной трассе Хельсинки - Москва (возникло подозрение, что борт рейсовый). Пока разбирались, самолет пересек береговую черту.
На основании того, что цель на запрос по сигналу опознавания "свой - чужой" не отвечала, было принято решение поднять в воздух дежурную пару истребителей с аэродрома Тапа. Одновременно о нарушителе сообщили в Москву, которая: молчала.
Погода хотя и была облачная, но перехватчики быстро отыскали легкомоторник. Что делать, сбивать? Автору этих строк впоследствии довелось беседовать с одним из пилотов. Он наглядно продемонстрировал при помощи ладоней все эволюции самолета-нарушителя.
- Тратить на легкий самолетик снаряды было жаль, - пояснил военный. - Его можно было сбить одной воздушной струей, подойдя поближе и резко отвернув. Высота небольшая. Нарушитель, попав в струю от истребителя, закувыркался бы и, быстро потеряв высоту, врезался в землю. Только вот команды не было... Москва продолжала молчать.
Начало конца советской ПВО
В районе 15 часов самолет-нарушитель подходил к Пскову. Его облетела еще одна пара истребителей, затем еще одна. Но команда на уничтожение все не поступала. Никто из начальников вплоть до самого верха не хотел брать на себя ответственность.
Пролетев еще 3 часа, Руст вторгся в пределы Садового кольца столицы:
Скандал был колоссальный! Буквально через день после случившегося состоялось экстренное заседание Политбюро ЦК КПСС, после которого лишились своих должностей министр обороны - Герой Советского Союза маршал Соколов, и главком ПВО - дважды Герой Советского Союза маршал Колдунов.
Дальше началась "охота на ведьм". Десятки генералов и старших офицеров (абсолютное большинство из них профессионалы своего дела) были отданы под суд, лишились своих должностей и партийных билетов. Еще больше офицеров среднего звена были уволены из Вооруженных Сил. Досталось и Краснознаменной армии ПВО, прикрывающей небо Северо-Запада. Пострадали командующий Ленинградским объединением генерал Кромин и начальник авиации генерал Адамайтис.
По стране пошла первая волна антиармейских настроений. Военных, в особенности тех, кто носил знак "Войска ПВО страны" (он выдавался тем, кто не менее 15 лет служил в противовоздушной обороне), буквально оплевывали...
Почему Горбачев "простил" нарушителя?
Больше всего смаковал это происшествие Запад. Газеты и журналы "из-за бугра" публиковали схему "прорыва сильнейшей в мире системы ПВО", фотографии героя "прорыва" Матиаса Руста.
Тем временем гражданин Руст был осужден на четыре года лишения свободы. Его явно провокационные действия приравняли к обычному хулиганству! Но 19-летний немец только улыбался и на суде охотно позировал западной прессе, как будто знал, чем все закончится.
А закончилось все необычайно непринужденно и даже весело. В начале августа Горбачев... "простил" Руста (по слухам, за летчика просил лично глава Германии Гельмут Коль. - Прим. авт.). Запад и отечественные "правозащитники" рукоплескали генсеку.
Но и это еще не все. Руста реабилитировали и отпустили домой. А своих офицеров продолжали унижать и преследовать.
Я хорошо помню то время, так как осенью 1987 года в нашей части зачитывали директиву о том, что ПВО больше не нужна. Нас сокращали. Это был первый этап горбачевских сокращений, повлекший печальные последствия для всей противовоздушной обороны страны. О нынешнем состоянии сил ПВО, думаю, говорить, не стоит.
Андрей Веричев, военный журналист, историк
Руст крал одежду и нападал на девушек
Начудивший у нас двадцать лет назад Руст продолжал хулиганить и вернувшись домой. В Гамбурге его поймали на краже свитера из универмага. Бывшего летчика оштрафовали на 4,5 тысячи долларов.
А еще чуть позже Руст напал с ножом на девушку, которая отказалась его поцеловать. За это он провел 2,5 года в немецкой тюрьме. Судья тогда заявил, что вынес сравнительно легкое наказание, учтя тот факт, что пребывание в российской тюрьме могло нанести Русту психическую травму.
"Офицеров посадили в тюрьму к уголовникам"
Непосредственный свидетель тех "знаменательных" событий - заслуженный военный летчик СССР гвардии полковник в отставке кавалер четырех боевых орденов Александр Школин. В мае 1987 года он исполнял обязанности заместителя командующего авиацией 6-й отдельной армии ПВО.
- Александр Федорович, хорошо помните те события?
- Даже слишком. Скажу только правду, ибо пострадали мои товарищи, с которыми довелось пройти через многое.
- Кто руководил тогда дежурными силами ПВО на Северо-Западе?
- Руководство осуществлялось с командного пункта под Ленинградом. Как только штаб армии узнал о ЧП, на КП прибыл лично генерал-майор Адамайтис. Эрнст Юрьевич и руководил всем "процессом".
- Он и докладывал в Москву о случившемся?
- Да, причем только правду. Все переговоры фиксировались письменно и на магнитофонную ленту. Совесть моего непосредственного начальника, недавно преждевременно ушедшего из жизни, чиста.
- И, тем не менее, его сняли с должности и уволили:
- И не только его. Пострадали даже те офицеры и генералы, которые находились в отпуске!
- Можете назвать фамилии?
- Конечно. Например, начальник штаба армии генерал Федоров и начальник авиации корпуса полковник Таркатюк. Они оба находились за сотни, если не тысячи километров от места событий. Уволили и члена военного совета армии, заслуженного и уважаемого человека, сердце которого не выдержало, и он вскоре скончался. С особым цинизмом расправились, иного слова и не подберу, с двумя офицерами - оперативными дежурными, отслеживавшими весь "героический" полет Руста. Им дали по пять лет тюремного заключения и посадили вместе с уголовниками. Из тюрьмы они вышли настоящими калеками, и неизвестно, живы ли сейчас:
- А как вам, Александр Федорович, удалось избежать расправы?
- Дело в том, что в это время я находился в воздухе. Как только узнал о случившемся, прибыл на командный пункт. Но и меня "взяли на карандаш" и через год проводили на пенсию.
- Как вы думаете, зачем уволили и наказали столько людей?
- По нашим данным, репрессиям подверглись более сотни человек. А недавно узнал, что пострадали более двухсот офицеров. Допускаю и эту цифру, так как наказывали и москвичей из главного центра ПВО страны.
Почему наказывали и увольняли? Здесь мнения мое и моих товарищей совпадают: чтобы правды не узнали, ведь доклад о нарушении государственной границы достиг высших кругов в Москве.
Поделиться320-07-2007 17:38:33
28.05.2007 http://www.newsinfo.ru/news/2007/05/prn … hp?id_r=10
Полет Руста: вопиющие недостатки ПВО сохраняются
Сергей Балмасов
28 мая 1987 года произошло событие, потрясшее весь Советский Союз: на Красной площади приземлился немецкий легкомоторный самолет "Цессна", пилотируемый гражданином ФРГ 19-летним Матиасом Рустом. Для советского руководства это было неожиданной и очень хлесткой пощечиной. Напомним, что в то время СССР был отгорожен от Запада "железным занавесом". Советская пропаганда раздувала миф о нерушимости советских границ и мощи отечественных ПВО, которые-де не позволят врагу безнаказанно барражировать воздушное пространство. И действительно, казалось бы, тезис этот оправдывался на все 100%: вспомним судьбу летчика Пауэрса, сбитого на самолете-разведчике У-2 или южнокорейских "Боингов". Сегодня он считает его "жестом мира". Он заявляет, что таким образом хотел разрушить "железный занавес" и установить "воздушный мост" с русскими. Однако как на Западе, так и в СССР это расценили как провокацию. По мнению ведущих западных журналистов, "Поступок Руста высветил перед миром последнюю стадию болезни сталинской империи".
Иностранные СМИ до сих пор смакуют это событие, пытаясь доказать, что он якобы пролетел над "десятком сверхсекретных военно-воздушных и ракетных баз". Следует отметить, что Михаил Горбачев в то время вел напряженные переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. Заметим, что внутри СССР попыткам разрядки противостояли коммунистические "динозавры", настроенные исключительно на конфронтацию с Западом и таким образом полет Руста послужил им на пользу. В их руках оказался важный козырь: "о какой разрядки может идти речь, если Запад проявляет такую агрессию?" В результате, на некоторое время процесс потепления был приторможен.
Отметим лишь, что сам полет был тщательно подготовлен: Руст долгое время тренировался над Атлантикой. Прибыв в Хельсински, он обманул финские власти, сообщив, что намерен совершить полет в Швецию.
Многие были склонны трактовать случившиеся как "бессилие советской ПВО". Так ли это, и каким образом Русту удалось безнаказанно пролететь почти через всю европейскую часть России, попробуем разобраться.
На что же рассчитывал Руст, совершая свой безумный, на первый взгляд, полет? Во-первых, международными договорами запрещается уничтожение спортивных самолетов, к которым относилась и "Цессна", совершившая посадку 28 мая на Красной площади. Таким образом, это уже давало Русту большие гарантии, что он не будет сбит.
Во-вторых, полет Руста произошел через 4 года после очередного инцидента с южнокорейским "Боингом", сбитого на Дальнем Востоке, что дало повод американскому президенту Рональду Рейгану назвать СССР "империей зла" и привело к нагнетанию антисоветской истерии.
После этого отношение к вторгающимся в советское воздушное пространство нарушителям стало мягче. Руководство страны приняло курс "на недопущение в дальнейшем провокаций". Иными словами, козлами отпущения во всех историях подобного рода делали военных.
И неудивительно, что за прошедшие с этого момента 4 года произошло более 500 случаев нарушения советской воздушной границы. Отметим, что львиная доля из этого списка падает на спортивные самолеты типа "Цессна" и "Пипер", ни один из которых не был сбит. Руководство советских ПВО четко придерживалось инструкций воздерживаться от повторения инцидентов 1983 года.
Одним из самых сложных моментов для Руста было не столько преодолеть границу, сколько "продержаться" за ее пределами ближайшую сотню километров, поскольку в советское время по всему периметру существовало мощное радиолокационное поле, преодолеть которое, оставаясь невидимым, было просто невозможно. В этом немецкому пилоту помогли эстонские гражданские диспетчеры. После того, как части дислоцированной в районе Таллинна дивизии ПВО обнаружили "самолет-нарушитель", решено было поднять на перехват два истребителя. Однако диспетчеры не дали им "воздушного коридора", ссылаясь на разные отговорки. В результате, перехватчики были все же подняты, однако, пока шло выяснение отношений с "гражданскими", они выработали топливо и вынуждены были садиться, а самолет Руста углубился в советское воздушное пространство.
Он время от времени менял высоту: то шел на 600 метрах, то спускался ниже 100. Ориентиром для него служила железная дорога. Существует точка зрения, согласно которой Руст пролетел "незамеченным". Это не так. С временными "перерывами" его все же вели. Это признает и сам Руст, вспоминая, как рядом с ним пронесся советский перехватчик. Причем подобные "перерывы" были обусловлены рядом технических трудностей. Например, на экране радара тех лет легкомоторный самолет типа "Цессна" выглядит как мелкая "слабая" точка, вроде стаи птиц или "метеобразования", иными словами, обычного облака. Кроме того, как назло в тот день ВВС проводили учения, и в районе Ржева разбился вертолет. В воздух в радиусе сотен километров были подняты десятки летательных аппаратов, и это очень сильно затрудняло обнаружение самолета Руста.
Тем не менее, он не был сбит. Почему? Возвращаясь к началу статьи, заметим, что никто не хотел брать на себя ответственность, зная о том, что мы не имеем права сбивать спортивные самолеты. Однако это все же был нарушитель, остановить которого было крайне необходимо. А вдруг, например, он вместо того, чтобы мирно сесть на Красной площади, сбросил бы на Кремль "гостинец" в виде небольшой ядерной бомбочки?
Заметим также, что, по мнению экспертов, летчиков-истребителей, "посадить" его было невозможно технически. Каким образом, если скорость "Цессны" во много раз меньше скорости тех же МИГ-23, которые его вели? Кроме того, следует обратить внимание и на саму реакцию вышестоящего командования. Начальники младшего и среднего звена свидетельствуют, что они докладывали о том, что в сторону столицы движется легкомоторный самолет. Однако после этого никаких указаний, равно как и связи с ними добиться не удавалось. Иначе говоря, командование просто не отвечало на телефонные звонки, заняв тем самым страусиную позицию, не желая брать на себя ответственность за происходящее.
Однако не стоит во всем винить руководство войск ПВО. Будь у него разрешение "сверху" пресечь полет – Руст вряд ли пересек бы даже Балтику. Ведь возможность уничтожить нарушителя, не применяя оружие, была. Например, можно было пролететь над Рустом на превышающей его полет высоте и просто перевернуть его, устроив, таким образом, катастрофу и "сохранить лицо". Но для этого, опять-таки, надо было иметь гарантии одобрения руководства "сверху". Иначе получается как? Собьешь – виноват, и не собьешь – тоже виноват. И пока руководство войск ПВО пыталось сообразить, что же делать с нарушителем, сбить которого нельзя и в то же время пропустить нельзя – он пробрался к Москве.
Еще одна особенность полета Руста, на которую обратили мало внимания – это то, как он приземлился. Известно, что посадка произошла на Большом Каменном мосту, с которого самолет потом вырулил к подножию Спасской башни. По мнению экспертов летного дела, Руст чудом остался жив, поскольку должен был неминуемо разбиться о тянувшиеся над местом посадки провода. Однако по каким-то причинам ему очень повезло – вероятно, "Цессне" помог порыв ветра.
Кое-кто считает, что Рустом кто-то руководил извне. Так ли это? Вопрос остается открытым. Во всяком случае, аргументы сторонников этой версии не совсем убедительны. Один из них – наличие у немецкого летчика подробной карты маршрута. Напомним, что в СССР сохранялся повышенный режим секретности, согласно которому многие карты местности были недоступны большинству советских граждан. Однако в том же Берлине их можно было купить свободно. Ничего удивительного в этом нет, поскольку территория Советского Союза отлично просматривалась со спутников. Чего стоит, например, одна из западных публикаций, в которой был размещен снимок, сделанный из космоса, на котором изображены советские колхозники, празднующие в поле окончание посевной. Заметим, что четкость снимка была настолько яркой, что можно было читать не только название газеты, на которой колхозники разложили нехитрые закуски и спиртное, но и сам ее текст. Так стоит ли удивляться тому, что качество изъятой у Руста карты превосходило советские аналоги?
Заметим, что не в интересах Запада было обострять тогда отношения с СССР, когда в первые за долгие годы наметилась разрядка. Однако не исключено, что кто-то все же специально мог этому помешать. Сам Руст свидетельствует, что его не все встречали в Германии как героя. По его признанию, в прессе его "выставляли как сумасшедшего, поставившего под угрозу мир. Меня лишили прав на пилотирование, начали против меня расследование с абсурдными обвинениями: угроза миру или предательство".
Какие уроки были извлечены по факту пролета Руста для недопущения повторения подобных инцидентов в будущем? По итогам инцидента в СССР провели расследование, причем, как пелось в песне известной группы "Лесоповал", "Этот Руст был тихий малый, даже вроде не того, а на пенсию отправил он всю нашу ПВО". Пострадали многие видные советские военачальники, в том числе и главком ПВО, известный ас Второй мировой войны Колдунов, немногим уступавший по числу сбитых самолетов самому Покрышкину. Причем уволены с занимаемых постов они были явно "не за дело".
В чем, например, провинились командир бригады войск ПВО полковник Чавкин и ряд ему подобных, из-за чего их надо было снимать с должности? Специалистами из Академии ПВО имени Г.К. Жукова в Твери было проведено расследование, в котором вина была возложена на тогдашнее командование, "проявившее бездействие". В то же время, одна из версий произошедшего до сих пор муссируется современными экспертами российской ПВО. Согласно ей, Горбачев использовал полет Руста для того, чтобы просто рассчитаться с неугодным генералитетом, "тормозящим реформы".
В том, что полет Руста стал возможным, виновата и сама структура войск ПВО. Напомним, что именно в те годы стал усиленно внедряться организационный принцип наших ПВО по округам (окружной), хотя от него отказались в силу его ущербности и неповоротливости еще в 1941 году. На практике это означает то, что войска ПВО на местах фактически лишаются единой основы и подчиняются уже не столько своему главкому, сколько окружному начальству. Иными словами, решение в случае, подобном пролету Руста, должны принимать "люди из округа", зачастую сухопутчики (танкисты, мотострелки и пр.), далекие от реалий ПВО. Чтобы разобраться в ситуации, им необходимы не секунды и минуты, как того требует обстановка, а гораздо более длительный срок. Между тем, нарушитель ждать этого не будет и, спокойно выполнив задачу, благополучно уйдет, как это не раз и случалось.
Окружной принцип подвергался и подвергается справедливым нападкам со стороны экспертов ПВО. Самым видным из них остается полковник, доктор военных наук Ерохин. Однако сегодня у нашей противоздушной обороны существует немало других проблем, также заслуживающих серьезную критику его и других экспертов. Спрашивается, как можно было объединить ПВО и ВВС, имеющих совершенно разные задачи, да еще и под "патронатом последних"? Оказывается, в нашей стране и "невозможное возможно". На практике это приводит к неэффективности управления. По меткому выражению доктора военных наук Ерохина, это "гибрид ужа и ежа", или иными словами, нежизнеспособная форма организации. Это очевидно сегодня, в мирные дни.
Есть и другая важная проблема. Весь состав войск ПВО сегодня исчисляется 7500 человек, в то время как численность внутренних войск, разных ОМОНов и других частей, задача которых "поддерживать порядок", едва ли не превышает по численности личный состав всех вооруженных сил. Между тем, обладая такими ресурсами, эффективно охранять небо Родины невозможно. Вообразите себе, как можно подобными силами контролировать многие тысячи километров воздушной границы? И неудивительно, что сегодня радиолокационное поле в нашей стране напоминает рваную паутину: на протяжении сотен километров на севере и востоке воздушное пространство вообще не просматривается. Поэтому удивляться возможному повторению полетов очередного Руста не стоит. Что же будет, случись завтра венный конфликт?
Поделиться410-11-2009 14:39:01
Источник: http://www.trud.ru/article/26-05-2007/1 … udem_.html
Самый распространенный миф того времени - миф о ненадежности и бесполезности советской системы ПВО. Ни одна газета, даже "Красная звезда", не удержалась от того, чтобы побольнее лягнуть офицеров, "прошляпивших" Руста.
На самом деле его самолет, не отвечавший на запрос "Cвой - чужой", был сразу же обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от "Цессны" Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации "наверх" задержали минут на пятнадцать, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории - разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.
Но ведь информация, хоть и с запозданием, была выдана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель, который пилотировал старший лейтенант Пучнин. Он дважды облетел "Цессну" и доложил на землю, что перед ним "легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа". Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя границы, легко бы это сделал. По словам Руста, занесенным в протокол допроса, он только однажды видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.
- Я ждал команду на посадку, - утверждал Руст. - Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.
Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО. Хотя его в тот день могли бы легко сбить. Такое решение уже было принято генералом Кроминым - командующим Ленинградской отдельной армией ПВО. Мешала инструкция, появившаяся на свет после сентябрьских событий 1983 года, когда на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский "Боинг", как бы по ошибке нарушивший советскую границу. Инструкция, запретившая сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа, и генерал мучительно искал решение, сохранив жизнь немецкому парню. Вот выдержка из стенограммы его переговоров на КП армии:
"Ну что, сбивать будем? Летчик докладывает типа Як-12 (советский легкомоторный самолет спортивного типа, похожий на "Цессну". - Прим. авт.)"...
Именно схожесть самолета Руста с Як-12 и ввела в заблуждение нашего летчика, а за ним и всех остальных. Генерал решил, что имеет дело с нарушителем режима полетов, который забыл включить на борту режим опознавания или вылетел с неисправным оборудованием. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа, которые исправно "вели" ее, пока отметка от "Цессны" не исчезла с экранов индикаторов...
ШПИОНСКАЯ МИССИЯ, ЗАМАСКИРОВАННАЯ ПОД ВОЗДУШНОЕ ХУЛИГАНСТВО?
Советские газеты того времени, словно сговорившись, окрестили беспрецедентный перелет Матиаса Руста мальчишеской шалостью, хулиганской выходкой, за которую вроде бы и наказывать нельзя. Так, припугнуть только, чтобы другим неповадно было. При этом "воздушное хулиганство" Руста привело к отставкам высших армейских чинов и дало повод Михаилу Горбачеву приступить к радикальному сокращению Вооруженных сил. Далее последовало разрушение Варшавского пакта, падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы и вывод советских войск из Афганистана, чему так препятствовал тогдашний министр обороны СССР маршал Соколов.
Когда задумываешься об этом, то далеко не безобидной кажется выходка немецкого летчика-любителя. Очень сильно вся эта история похожа на спектакль, разыгранный по тщательно продуманному сценарию, в котором наверняка были замешаны западные спецслужбы и многочисленные агенты влияния, внедренные в наши эшелоны власти.
Американский специалист по национальной безопасности Вильям Е.Одом уверен, что после пролета Руста в Советской армии были проведены ради-кальные изменения, сопоставимые с чисткой Вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.
"С момента прихода Горбачева к власти,- утверждает В. Одом,- на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных долж-ностных лиц были министр обороны, все другие его заместите-ли, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо "верховных командующих", все коман-дующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие воен-ными округами. В некоторых случаях, особенно это касается командования военных округов, командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько дале-ко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже"...
С учетом столь сокрушительных последствий можно предполо-жить, что полет западногерманского летчика-любителя был вов-се не мальчишеской шалостью, а искусно замаскированной шпионской миссией по изу-чению ракетоопасных направлений и графика дежурства радио-локационных средств советской ПВО.
Основания для подобных утверждений кроются в загадоч-ных обстоятельствах, сопутствовавших полету Матиаса Руста.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ В МОСКВЕ, РУСТ САДИЛСЯ ПОД СТАРОЙ РУССОЙ?
Как известно, из Хель-синки "Цессна-172", пилотируемая Рустом, вылетела в 13.15 по московскому времени, а села на Красной площади в 19.30. То есть в воздухе самолет находился 6 часов 15 минут, покрыв расстояние примерно в 880 километров. Это значит, что "Цессна" шла со средней скоростью около 140 км/час, которая гораздо ниже крейсерской скорости данного типа само-лета, составляющей 220 км/час.
К тому же над большей частью территории, где пролетал на-рушитель советской границы, дул попутный для него ветер. То есть, по всем расчетам, Руст должен был оказаться в Москве часа на два раньше реального времени приземления. Следовательно, "Цессна" ли-бо значительно отклонялась от маршрута (неизвестно, с какой целью), либо совершила где-то промежуточную посадку.
Неудивительно, что любознательные люди, в том числе и корреспондент западногерманского журнала "Bunte" М.Тимм, произведя аналогичные вычисления, задались вопросами: где же "присаживался" летчик-любитель и кто его мог пере-одеть? "Ведь из Хельсинки,- недоумевал корреспондент, - Матиас Руст вылетел в джинсах и зеленой гимнастерке, а после приземления в Москве вышел из самолета в красном комби-незоне..." В Хельсинки же, как утверждает М.Тимм, на хвосто-вом стабилизаторе "Цессны" не было изображения атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Откуда тогда оно взялось после посадки самолета на Красной площади?
В пользу версии промежуточной посадки Руста свидетель-ствует и тот факт, что вскоре после облета нарушителя совет-скими перехватчиками средства разведки ПВО стали выдавать на вышестоящий КП информацию о сниже-нии цели, затем около 15.32 ее потеряли. По всей видимости, "Цессна", встретившись с истребителями, решила не иску-шать судьбу и, выбрав подходящую площадку, приземлилась.
Кстати, в районе Старой Руссы, где мог совершить предпо-лагаемую вынужденную (а может, запланированную?) посадку Руст, находится до полусотни аэродромов и более шестидесяти площадок, принадлежащих различным ведомствам. Ни одна из этих площадок в том районе не имела связи с органами, контролирующими порядок и правила использования воздушного пространства. Словом, даже при желании позвонить куда следует свидетели посадки заморского гостя не смогли бы этого сделать. Просто идеальное место для того, чтобы "нырнуть" от всевидящих локаторов советской ПВО. И если Руст такую посадочную площадку выбрал случайно, то эта случай-ность под стать выигрышу всех главных призов в одной лотерее.
И все же, могла ли немецкому летчику-любителю потребоваться промежуточная посадка? Судя по тому, как умело, с резкой потерей высоты, он ушел от финских истребителей ПВО, можно сделать вывод, что перехватчиков Руст не боялся.
Мастерски сымитировав падение в залив, он пересек нашу границу, а финские летчики, обнаружив с воздуха радужное пятно на волнах, вернулись успокоенные на базу.
Вот, кстати, очередная загадка - как могло само по себе появиться масляное пятно в месте "падения" Руста? Техническая экспертиза, проводившаяся позднее, показала, что подделать такое пятно с помощью канистры или бочки, сброшенной в залив с самолета, невозможно. Подобную маскировочную поддержку немецкому летчику могла оказать разве что подводная лодка или катер.
Еще одна загадка. Почему не только наши истребители, отправленные на перехват Руста, но и локаторы сразу нескольких радиотехнических подразделений потеряли воздушного нарушителя? Произошло это где-то на середине маршрута.
- Скорее всего, - как объяснял мне тогда подполковник В.Петренко, старший штурман управления авиацией Московского округа ПВО,- будучи опытным летчиком, в чем сомневать-ся не приходится, Руст хорошо представлял, что можно ожидать от встречи с истребителями. Достаточно было перехватчику пройти над "Цессной" на форсаже, и ту разнесло бы в щепки. Поэтому вполне возможно, что Руст резко спикировал, уйдя на малую высоту, где его не то что истребитель - ни один локатор не зацепит. Либо вообще взял да приземлился...
Бывший зам.начальника отдела боевой подготовки радиотехнических войск Московского округа ПВО подполковник Е.Суховеров считает, что немецкий летчик сознательно пошел на промежуточную посад-ку, чтобы запутать наших локаторщиков. То есть из "нарушителя границы", каким его идентифицировали в районе Финского залива, стать просто "нарушителем режима полетов", по которому никто стрелять уже не будет. Те, кто готовил его авантюру с приземлением в Москве, не могли не знать, как дежурные силы советской ПВО в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке сбили южнокорейский "Боинг", который якобы по ошибке залетел на советскую территорию и не отвечал на запросы с земли. Этот печальный опыт помог Русту обмануть советских ракетчиков, потому что при повторном обнаружении "Цессны" локаторщики вели ее на своих экранах не как "воздушного противника", а уже как "самолет без сигнала опознавания", то есть нарушителя режима полетов. Со стороны ПВО это подразумевало уже другие, более лояльные, действия. Впрочем, как известно, точно идентифицировать Руста наши войска не могли с самого начала..,
РУСТ ДЕЙСТВОВАЛ НЕ ОДИН?
Если события развивались именно так, то полет "голубя мира", севшего на Красную площадь, называть шалостью нельзя. Похоже, Руст и те, кто его готовил, слишком хорошо представляли себе систему сбора и обработки радио-локационной информации советской системы ПВО.
Опять-таки лишь странным стечением обстоятельств можно объяснить то, что маршрут нарушителя государственной грани-цы пролегал через район, где накануне потерпели катастрофу истребитель Миг-25 и бомбардировщик Ту-22м. В зоне предпо-лагаемого падения самолетов шли активные поисково-спаса-тельные работы, в воздухе крутилось несколько "вертушек". Естественно, в такой мешанине можно было пропустить и "воз-душного противника", который, подчеркну, был в это время уже идентифицирован как "нарушитель режима полетов". Причем Руст в своем самолетике шел на той же высоте и с той же скоростью, что и поисково-спасательные вертолеты, которые крутились по его маршруту.
Не менее странным выглядит появление сразу шести неопознан-ных целей в районе Осташково, Кувшиново и Селища. Дежур-ная смена радиотехнического батальона, наблюдавшая эти от-метки на экранах своих РЛС, стала выдавать координаты целей в 16.39. Сопровождение их длилось где-то около получаса. Потом, убедившись, что цели движутся с курсом и скоростью, соизмеримыми с на-правлением и скоростью ветра, на них перестали обращать внимание, решив, что видят на своих индикаторах отметки от облаков.
Впрочем, начальник радиотехнических войск полковник А.Рудак, который после этих событий был снят с должности новым министром обороны СССР Дмитрием Язовым (хотя 28 мая находился в отпуске) до сих пор считает, что локаторщики наблюдали не облака, а так называемые МРШ (малоразмерные шары). Они были кем-то запущены в районе озера Селигер. По словам офицера, конфигурация отметок более всего соответствовала МРШ. А "кучное" расположение их на индикаторе локатора говорит само за себя - значит, запускались они в одном месте.
Причем шары появились в зоне ответственности радиотехнического батальона как раз в то время, когда через нее пролетала "Цессна". Оператор РЛС мог легко потерять отметку воздушного нарушителя среди отметок МРШ, двигавшихся тем же направлением - курсом попутного ветра, дувшего, как назло, в сторону первопрестольной. Позже выяснилось, что в районе озера Селигер 28 мая находилась группа западногерманских тури-стов. А запустить подобный шар, как объяснили знающие люди, проще простого. Достаточно газовой зажигалки...
Специалисты не исключают, что в момент перелета Руста шары запускались для перегрузки информационных кана-лов ПВО - эту тактику не раз практиковали на северных и северо--западных направлениях наши скандинавские соседи. Однако проверять эту версию эксперты из "органов" почему-то не стали..
Кстати, именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в мишуре всевозможных отметок, засыпавших экраны индикаторов, оперативный дежурный командного пункта Московского округа ПВО генерал-майор В. Резниченко дал команду на выключение АСУ для проведения профилактических работ. Дежурные силы округа перешли на "ручной" режим - сбор и обработку данных по телефону - что, разумеется, не могло не сказаться на качестве и достоверности обрабатываемой информации.
- Когда ко мне подошли промышленники с просьбой вы-ключить АСУ,- вспоминал потом Резниченко,- я даже опешил. В воз-духе несколько целей без "ответа", среди них то ли "воздуш-ный противник", то ли "нарушитель режима полетов", а я возьму и аппаратуру отключу?! Кроме того, в войсках работала группа проверяющих из Генштаба, которая в любой момент могла "запустить" контрольную цель. Нет, АСУ я наотрез отказался выключать...
Промышленники стали настаивать, и генерал-майор Рез-ниченко потребовал от них официальную бумагу с подписью как минимум Главнокомандующего войсками ПВО. Оператив-ный дежурный был уверен, что такой документ ему вряд ли покажут. И очень удивился, когда "представители завода" буквально в считанные минуты принесли ему бумагу, подписанную главкомом...
- Я ведь и после этого не собирался выключать АСУ,- волновался от нахлынувших воспоминаний Владимир Борисо-вич,- но мне стали угрожать: дескать, позвоним, куда на-до, и неприятностей не оберетесь. Эх, если бы знать только, во что это потом выльется...
Владимир Борисович признался, что его с самого начала насторожила нелепая просьба "представителей завода", затеяв-ших профилактические работы в неурочный час. Раньше в по-добных случаях всегда считались с мнением оперативного де-журного. Почему не посчитались на этот раз?..
Вообще в этой скандальной истории до сих пор много неясностей, остающихся в тени домыслов, догадок и предположений. Почему, например, явно провокационный полет "Цессны", состоявшийся, между прочим, в День пограничника, был охарактеризован в нашей прессе как "дерзкая выходка" воздушного шалопая?
Почему западногерманский журнал "Stern" опубликовал схему полетного маршрута немецкого пилота-любителя, проложенного по железнодорожной ветке Москва-Ленинград, тогда как Руст на самом деле шел совсем по другой трассе, пересекавшей низменную, заболоченную местность. Трасса эта удивительным образом совпадала с направлением вероятного удара крылатых ракет.
Почему в момент пролета "Цессны" через зону ответственности радиотехнического батальона майора В.Сироша у него отказал телекодовый канал связи с подчиненной радиолокационной ротой?
Почему в течение нескольких дней после скандальной посадки Руста на Красной площади дежурные звенья нашей истребительной авиации летали на перехват автоматических дрейфующих аэростатов и малоразмерных шаров, чрезвычайно интенсивно запускавшихся со стороны Скандинавии?
Один из этих летчиков - гвардии капитан А.Крючков, с которым я беседовал тем злополучным летом, предположил, что воздушные шпионы могли запускаться для ретрансляции информации с радиобуйков, которые мог оставить после себя Руст. Интенсивность запуска аэростатов и шаров объяснялась тем, что срок действия радиобуйков ограничен программой срабатывания их самоликвидирую-щихся устройств.
Не менее загадочен и высокий профессионализм Матиаса Руста, мастерски преодолевшего систему ПВО Финляндии и СССР, сумевшего на легкомоторном самолетике покрыть гигант-ское расстояние. Летчики военно-транспортной авиации и ДОСААФ, подыгрывавшие за Руста в следственных экспери-ментах, единодушно дали высокую оценку его пилотажной подготовке. Достичь подобного уровня летного мас-терства в одиночку, как это утверждал в ходе следствия Руст, весьма проблематично. Кто-то его, бесспорно, готовил, натаски-вал. Но кто?
ВЕРСИИ НЕМЕЦКИХ ЖУРНАЛИСТОВ
Журнал "Spiegel": Обстоятельства подготовки Руста к полету в глазах его друзей-летчиков были необычными.
- Никогда ни о чем не спраши-вал,- так утверждал товарищ Руста по аэроклубу Дитер Хельце. Про-кладывая свой маршрут перед вылетом с Уетерзен, Матиас не об-ращался к опытным пилотам. Когда Руст прилетел в Хельсинки, он представил свой дальней-ший маршрут в центр управления полетами аэропорта Мальми.
- Все было настолько профессионально составлено,- вспоминает начальник аэродрома Мальми Раймо Сеппанен,- что это не было по-хоже на молодого пилота.
...Мать Руста не смогла объяснить мотив полета ее сына в Москву.
Ее предположение было таким: "Я думаю, его принудили к этому".
Кто? "Я просто не знаю, что ответить..."
На спекуляции о возможной политической демонстрации своего сы-на родители отреагировали совершенно беспомощно, не зная, что ска-зать. "Матиас никогда не интересовался политикой,- утверждал его отец.- Этот полет не был им запланирован, и Москва не входила в его маршрут..."
"Stern", Томас Остеркорн: Вопреки показаниям Руста и "очевидцев", что Матиас в Хельсинки был всегда один и ни с кем не встречался, "Bild am Sontagg" сообщает, что, по словам свидетелей, Матиаса Руста видели в Хельсинки вместе с темноволосой молодой женщиной 20 мая. Кроме того, на аэродроме Мальми стоял светло-серый "ситроен" с номерными знаками "Siegeren" и наклейкой гамбургского аэроклуба..."
"Stern": В кулуарах обсуждаются вопросы: действительно ли "Цессна" Руста была переоборудована во время его остановки в Исландии? Действительно ли, что крылья самолета были сделаны из специального синтетического материала, который делает самолет невидимым для радаров? Была ли таким образом проверена со-ветская ПВО?
...Примечательно, что опознавательный знак гамбургского аэроклу-ба- красный круг с трезубцем, который похож на акулий плавник, уже после вылета из Хельсинки был замазан и поверх него нарисо-ван загадочный желтый знак (изображение атомной бомбы.- Прим. пер.)
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Расим АКЧУРИН, генерал-полковник в отставке, брат известного кардиолога Рената Акчурина:
- Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР и оказался, что называется, на острие событий. В роковой момент проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Когда мне доложили, что пролетел легкомоторный самолет, поехал в те соединения, которые его сопровождали. Если бы Руста сбили, уверяю вас, даже его фрагментов собрать не удалось бы. Но мы не имели права применять средства ПВО по таким воздушным целям, могли лишь принудить к посадке. Был проложен курс, велось сопровождение. Посадить его не получилось, потому что у истребителей и самолетика Руста слишком разные скорости. Наши машины пролетали над ним.
Я вообще не хочу о Русте говорить. Если бы случайно встретились, даже на затрещину ему поскупился бы, хотя могу врезать как следует. Что бы он там ни говорил, уверен: акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. Ведь после его посадки на Васильевском спуске на шею военным надели петлю. Был снят главком Александр Иванович Колдунов - удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли - его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа "помели", а оперативного дежурного даже засудили. Кстати, сейчас наши отставники ходатайствуют о том, чтобы его реабилитировали. Но самое обидное, что из-за какого-то засранца убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова.
Меня Бог миловал: ушел в отставку естественным образом спустя четыре года после скандала с Рустом. Да еще, пожалуй, начальник главного штаба ПВО уберегся. Потому что был в отпуске.
Генерал армии Петр ДЕЙНЕКИН, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-97 годах:
- Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль - о внутреннем предательстве - наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и даже среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода...
Сбить "Сесну" или принудить ее к посадке силами ПВО могли столько раз, сколько бы захотели. В принципе сам этот маленький самолетик никакой угрозы для нас не представлял. Кстати, в США легкомоторные спортивные самолеты довольно часто используют безумцы в качестве орудия самоубийства или мести. Мы в свое время изучали, какой вред может причинить самолет такого типа, если вдруг летчик решит спикировать на какой-либо важный объект. Тот же американский опыт показал, что разрушения будут минимальны. И когда военное руководство обвиняли в том, что Руст мог совершить диверсию, врезаться в какой-либо завод или электростанцию, выглядело это надуманно и несерьезно.
Игорь Морозов, депутат Государственной Думы РФ, бывший полковник спецслужб, участник специальных операций в Афганистане:
- Я считаю, что это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные силы СССР, значительно ослабить позиции Советского Союза на международной арене.
Блестящая эта операция еще и потому, что они сумели наладить слаженное взаимодействие сразу по нескольким направлениям, подключив не только агентуру, но и авиацию и даже военно-морские силы НАТО. Кроме того, мастера вербовки из их разведорганов сумели отобрать наиболее подходящего для этой провокации кандидата в лице юного авантюриста Матиаса Руста, научить его в короткие сроки управлять самолетом в экстремальных условиях, обучая сохранять выносливость на сверхдальних и сверхдлительных перелетах. Есть информация, что он за год до пересечения советской границы в районе Финского залива совершал длительные тренировочные полеты над странами Скандинавии. Как будто в небе Германии не хватало места.
ПОДОБНОЕ УЖЕ БЫЛО
15 мая 1941 года в 7 часов 30 минут в советское воздушное пространство в районе Белостока курсом на Смоленск вторгся германский военно-транспортный самолет "Юнкерс-52". Беспрепятственно пролетев свыше 1200 километров, он приземлился на Тушинском аэродроме Москвы. Из книги Павла Судоплатова "Разведка и Кремль": "Это вызвало переполох в Кремле, привело к волне репрессий в среде военного командования: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрелы высшего командования ВВС. Это феерическое приземление в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность советских вооруженных сил".