17:00 24.12.2009
Версия для печати Версия для печати
Россия открывает Грузии границу
Сергей Макаров
Контрольно-пропускной пункт на российско-грузинской границе «Казбеги – Верхний Ларс», закрытый в июле 2006 года, может быть открыт в начале марта 2010 года, заявила замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на брифинге для журналистов. Таким образом, после трехлетнего перерыва автомобильное сообщение между странами может возобновиться.
По словам Каландадзе, решение об открытии было принято российской и грузинской сторонами на встрече, которая состоялась накануне при посредничестве Швейцарии. Эту информацию подтверждают и в пресс-службе Росграницы.
Вот уже три года, как легально пересечь сухопутную границу между Россией и Грузией невозможно. Официальной причиной закрытия КПП «Казбеги – Верхний Ларс» Москва называла необходимость ремонта пункта и его обустройство в соответствии с современными стандартами. Строительство было завершено в мае этого года, а с грузинской стороны реконструкция была закончена в сентябре – как всегда, на деньги США.
По данным пресс-службы Росграницы, КПП может начать действовать 1 марта 2010 года, но вопрос открытия грузопассажирского сообщения пока еще обсуждается сторонами.
В результате переговоров Тбилиси снял условие об отмене запрета на ввоз в Россию грузинской сельхозпродукции, вин и «Боржоми» в обмен на открытие автомобильного сообщения. Но грузинские власти заявили, что «Верхний Ларс» будет закрыт, если из Москвы вновь начнутся «информационные атаки», повествующие о переходе через границу из Грузии в Россию террористов.
Грузии очень выгоден такой компромисс, достигнутый сторонами. Именно граждане этой страны терпят большие неудобства в связи с прекращением прямого сообщения с Россией. Множество грузин выезжают на заработки в Москву и другие российские города. Их денежные переводы всегда были существенным подспорьем для экономики страны: каждый год уехавшими в Россию за длинным рублем грузинами перечислялось около $1 млрд, что составляет до 10-12% ВВП Грузии.
Также стало известно, что из Тбилиси в Москву и обратно можно будет долететь и самолетом. В среду вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил журналистам, что авиасообщение может быть восстановлено – но только при условии предоставления грузинской стороной гарантий безопасности российских экипажей. Такое требование он объяснил тем, что дипломатические отношения между двумя странами разорваны, и Россия опасается провокаций против российских пилотов. Тем не менее, Иванов сказал, что надо разделять проблемы простых людей и те проблемы, которые существуют у России в отношениях с Грузией.
Ранее в Министерство транспорта России обратилась авиакомпания Georgian Airways с просьбой предоставить разрешение на выполнение, начиная с 26 декабря, чартерных полетов по маршруту Тбилиси – Москва – Тбилиси. В свою очередь, Минтранс РФ направил запрос в Грузию, в котором требует подтвердить наличие у грузинской авиакомпании необходимых разрешений для начала осуществления чартерных и регулярных рейсов в Россию. К тому же грузинская сторона пока не погасила долги перед Минтрансом за 2008 год за аэронавигационное обслуживание в размере $740 тыс., что также может осложнить возобновление полетов.
Напомним, что за последние годы воздушное сообщение между двумя странами прерывалось два раза. Сначала Россия закрыла свои воздушные коридоры в 2006 году – после задержания в Грузии пяти российских офицеров по обвинению в шпионаже и терроризме. Тогда прекратились не только полеты, но и сухопутное, а также почтовое сообщение. В феврале 2008 года Россия пошла на компромисс и вновь разрешила садиться на своей территории грузинским самолетам. Второй раз авиарейсы между Москвой и Тбилиси были отменены в связи с началом войны в Южной Осетии в августе 2008 года.
В начале декабря президент Дмитрий Медведев на медиафоруме в Москве заявил, что политические разногласия между Россией и Грузией не должны мешать общению народов двух стран. Но возобновлять общение с Саакашвили Медведев был не намерен. На следующий день это заявление прокомментировала грузинская сторона, также выразив готовность восстановить прямое авиасообщение и открыть пропускной пункт «Верхний Ларс».
Налаживание сообщения между Грузией и Россией комментирует ведущий научный сотрудник Института стран СНГ, бывший посол России в Грузии Феликс Станевский:
– Этот факт в целом положительный, особенно в свете торгово-экономических отношений России и Армении. Дело в том, что закрытие границы с Грузией очень больно ударило именно по Армении, которая во многом оказалась в коммуникационной изоляции. И Ереван участвовал в этих переговорах, т. к. был крайне заинтересован в их положительном результате. Конечно, торгово-экономический выигрыш от этого получит и Грузия. Но я бы не сказал, что это очень нужно нам с экономической точки зрения. Самое главное – что Россия этим решением помогает именно Армении.
Налаживаются коммуникации и с Грузией, но не нужно преувеличивать политический аспект этого вопроса. Нельзя сказать, что в отношениях России и Грузии начинается какой-то новый этап – Саакашвили и сейчас ведет ярую антироссийскую политику, и, несомненно, продолжит это делать и в будущем.
И взрыв памятника участникам Великой Отечественной войны в Кутаиси говорит о том же. Мемориал славы был разрушен практически накануне решения об открытии этого КПП, и это показывает, что меняется, а что не меняется в отношениях Грузии и России. Ведь этот памятник – символ, объединяющий грузин с абхазами, осетинами, русскими. И тот факт, что такое единство не нравится руководству Грузии, что оно хочет вырвать общие корни, говорит о том, что Саакашвили ничего не хочет менять. И мы должны это помнить.
Грузия с удовольствием использовала бы огромные экономические возможности, которые дает ей российский рынок, но одновременно при этом хочет проводить антироссийскую политику. Они будут нас хаять, выступать с демаршами, натравливать на нас Запад. И в то же время получать денежные переводы из России, которые составляют огромную сумму и поддерживают материальный достаток значительной части населения Грузии. Кстати, те средства, которые она получает от России, значительно больше финансовой помощи Запада.